С приходом зимы для многих жителей многоэтажек начинаются уже ставшие привычными битвы за тепло. Между тем качественное теплоснабжение является не только вопросом комфорта, но и залогом крепкого здоровья всей семьи.
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ
Для квартир считается допустимым отклонение от нормы не более чем на 3°С с полуночи до 5 утра. А вот днем ниже установленного минимума термометр показывать не должен.
§ П. 15 раздела 6 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям… (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354) (далее — Правила) В общем коридоре и на лестничной клетке должно быть не ниже + 14-С.
НА СКОЛЬКО МОГУТ ЛИШИТЬ ТЕПЛА
Коммунальщики обязаны обеспечивать бесперебойное круглосуточное отопление в течение всего отопительного периода. Перерывы, конечно, могут быть, но их разрешенная продолжительность четко оговорена.
В течение месяца квартира может оставаться без отопления не более 24 ч (суммарно). При этом продолжительность единовременного отключения зависит от температуры воздуха в квартире в период этого отключения.
Температура воздуха | Единовременный перерыв в квартире |
от +12°С до нормативной тем | не более 16 часов |
пературы, указанной выше | |
от+10°Сдо+12°С | не более 8 часов |
+8“С до +10°С | не более 4 часов |
ПЕРЕРАСЧЕТ ПЛАТЫ
Если в какие-то дни в квартире температура опускается ниже указанных требований, можно говорить о несоответствии тепла нормам. А это дает право на перерасчет платы.
За каждый час отклонения от предельно допустимой нормы суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение, размер платы снижается на 0,15% за каждый градус.
- П. 15 раздела 6 приложения № 1 Правил
Перерасчет за слишком длительный период отключения также предполагает снижение платы на 0,15% за каждый час превышения разрешенного периода отключения. Но такой перерасчет полагается только для жильцов:
- многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым счетчиком тепла,
- многоквартирных домов, которые оборудованы общедомовым счетчиком, но не все квартиры в доме имеют индивидуальные счетчики тепла.
Если в доме все квартиры оборудованы индивидуальны-
ми приборами учета и в нем есть общедомовой счетчик, перерасчет за длительный период отключения отопления не предоставляется.
- П. 100 Правил
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ
К сожалению, не все коммунальщики автоматически делают перерасчет при проблемах с отоплением. Нередко этого приходится добиваться. В таком случае важно помнить, что отклонение от температурной нормы должно быть правильно зафиксировано.
Так что при возникновении проблем с теплом нужно обязательно сообщить об этом в управляющую компанию (УК) или диспетчерскую службу. Требуйте провести замеры температуры в квартире. Специалиста для проведения замеров к вам должны направить не позднее чем через 2 часа после вашего обращения (если не будет согласован другой срок). После замеров вам обязательно должны оставить экземпляр акта.
Затем направьте коммунальщикам письменное требование на перерасчет. Оно пишется в произвольной форме. Сошлитесь на предоставление вам некачественной услуги по отоплению. Только обязательно укажите там период, на протяжении которого батареи были холодными.
- П. 106-109 Правил
Если на ваши обращения коммунальщики не реагируют, подавайте жалобу в Роспотребнадзор, прокуратуру или обращайтесь в суд. Вам пригодятся копии вашей переписки с недобросовестной УК и составленные акты замеров.
Если в результате плохого отопления жильцам был причинен вред, скажем в квартире появилась плесень, можно требовать не только перерасчета платы, но и компенсации убытков. Конечно, придется доказать, что плесень появилась именно по вине холода и сырости в квартире (например, представить соответствующее заключение экспертизы). Так что, если получится это обосновать в суде, можно получить денежное возмещение. Кстати, расходы на экспертизу и юриста тоже можно будет взыскать, если суд поддержит ваше основное требование.