Сразу обратим внимание: жаловаться нужно не на холодные батареи, а на холодный воздух в квартире! В доме с хорошей энергоэффективностью и правильно работающей системой отопления батареи не должны обжигать даже в лютый мороз. А вот температура воздуха не должна опускаться ниже установленного минимума.
Итак, в жилых помещениях температура воздуха должна быть не ниже +18°С (в угловых комнатах +20°С). В районах, где столбик термометра опускается до -31 °С и ниже и такой мороз на улице держится продолжительное время, в квартирах должно быть не ниже +20°С (в угловых комнатах +22°С).
Допустимым считается снижение температуры с полуночи до 5 утра не более чем на 3°С, а вот днем ниже установленного минимума градусник показывать не должен.
В ванной комнате, температура воздуха должна быть не ниже +25 °С, на кухне минимум +18 °С.
§ Таблица 3 раздела 4 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000
Что касается перерасчета платы, закон не предусматривает конкретной формулы. Есть только общее положение: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении от предельно допустимой нормы суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение, размер платы снижается на 0,15% за каждый градус.
§ П-15 раздела 6 приложения № 1 Правил предоставления ком-мунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354)
§ Приложение к письму Министерства регионального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 10611 -ЮТ/07
Очень важный момент состоит в том, чтобы отклонение температуры было надлежащим образом зафиксировано. Об этом необходимо позаботиться сразу же, как только вы поняли, что в квартире холодно. Первым делом оставьте жалобу исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании, ТСЖ (ЖСК), а при непосредственном управлении домом — теплоснабжающей организации). Жалобу можно подать в письменной форме (что намного эффективнее) или устно. Но обратите внимание: независимо оттого, как вы обратились к коммунальщикам, они обязаны вам сообщить:
• время получения заявления;
• его регистрационный номер;
• фамилию, имя, отчество сотрудника, принявшего заявление.
Если причина холода в квартире ясна, коммунальщики обязаны сразу сообщить ее потребителю. Если же нет — человек, принявший жалобу, обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По результатам проверки составляется акт, который в последующем послужит основанием для перерасчета.
§ Гл. X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354)
По своей воле коммунальщики перерасчет делают крайне редко. Поэтому вам необходимо отправить им письменное требование перерасчета в связи с предоставлением некачественной услуги по отоплению. Оно пишется в произвольной форме. Только обязательно укажите в нем дату и время начала предоставления некачественной услуги, реквизиты вашей жалобы (или акта обследования), дату и время возобновления подачи качественной услуги.