Брат умер 3 года назад, он жил один. Квартира у него не была приватизирована. Я вчера приехала в его жилье и вижу: дверь опечатана и написан телефон городской управы. Правомерны ли их действия?
■ Поскольку речь идет о государственной квартире, вероятнее всего, она была предоставлена вашему брату по договору социального найма. Пока брат был жив, он пользовался этим помещением, нес обязанности нанимателя, но собственником при этом не был.
Если бы брат успел провести приватизацию или хотя бы подал все необходимые для этого документы, жилплощадь могла бы перейти в собственность наследникам. Для этого они должны были в шестимесячный срок после смерти наследодателя обратиться к нотариусу.
Другой вариант мог получиться, если бы брат квартиру не приватизировал, но вселил в нее членов своей семьи.
К ним закон относит супругу, детей и родителей нанимателя, нетрудоспособных иждивенцев и других людей, если они признаны членами семьи в судебном порядке. После смерти нанимателя любой дееспособный член семьи имел бы право требовать признания себя новым нанимателем квартиры.
- Ст. 82 Жилищного Кодекса РФ
Однако брат квартиру не приватизировал и никого в нее не вселил. Смерть одиноко проживавшего нанимателя влечет прекращение договора социального найма. При этом государственной или муниципальной собственностью квартира быть не перестает.
- Ст. 83 Жилищного кодекса РФ
После прекращения договора органы власти передают жилое помещение новому нанимателю, продают или не делают с ним ничего. Это их право. Вещи прежнего нанимателя, оставшиеся в квартире, могут быть переданы наследникам. Впрочем, бесконечно долго хранить их государство не обязано. Если же что-то из вещей представляет ценность, они будут признаны выморочным имуществом и перейдут в государственную собственность.
Опечатанная управой дверь квартиры позволяет надеяться, что там никто не живет. Родственники, вступившие в наследство, могут рассчитывать на то, чтобы оставить сохранившиеся вещи покойного за собой.