Подскажите, нужно ли платить за товар, если разбил его в магазине?
- Если вы разбили что-то или повредили по своей вине (это наверняка будет видно на камерах наблюдения, которые есть в любом супермаркете), то вас могут попытаться привлечь к ответственности. Ваша вина в случившемся будет, если к порче привело ваше поведение в торговом зале (например, вы бегали там или были пьяны), а также если вы сделали это умышленно (например, схватили бутылку и демонстративно со всего размаха бросили ее об пол). Администрация должна составить акт о порче товара. Если все совсем плохо, например вы разбили целый стеллаж, то представители магазина вызывают полицию, она составляет протокол и передает дело в суд. Магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны — добиться своего через суд. Если товар был поврежден случайно, например из-за того, что он неудобно расположен, вы ничего платить не обязаны. В законе написано четко: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».
- Ст. 1064 Гражданского кодекса РФ Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. Это риск магазина.
- Ст. 211 Гражданского кодекса РФ В этом случае до оплаты товара в кассе его собственником является магазин.
Зачастую товар бьется из-за того, что человек с тележкой еле протискивается между узкими стеллажами. Т.е. если вы физически не могли пройти,’ не задев товар, — это опять же вина магазина. Расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 м. И чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками: 1,4м- при торговой площади до 100 м2, 1,6 м — при торговой площади свыше 100 м до 150 м2, 2 м — при торговой площади свыше 150 до 400 м2, 2,5 м — при торговой площади свыше 400 м2.
- ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»; п. 1.111 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»
Если эта норма нарушена, смело апеллируйте к ней и грозите жалобой в Государственный пожарный надзор и в Роспотребнадзор.
Администрация может угрожать вам судом — не бойтесь: во-первых, до этого редко доходит, а во-вторых, магазину будет весьма сложно доказать, что вы виновны, если ничто не свидетельствует против вас.
Более того, многие супермаркеты страхуют от таких случаев сами себя: включают в стоимость товара несколько рублей (или копеек, в зависимости от стоимости), чтобы компенсировать себе возможные потери. И мы их платим, даже если ничего не разбиваем.
Если же на вас будут активно давить, попросите книгу отзывов и предложений, в которой подробно опишите случившееся. Примитесь сразу же заручаться поддержкой как минимум двух свидетелей произошедшего (это могут быть ваши родственники, друзья или просто покупатели магазина). Увидев такой настрой, скорее всего, вас поспешат отпустить с миром.