Я купил дешевый авиабилет у бюджетного перевозчика (2 тыс. руб., в Казань и обратно), но теперь не смогу полететь. На сайте авиакомпании написано, что билет невозвратный. При покупке я этого не знал. Это законно и есть ли шанс вернуть деньги?
Действительно, невозвратные билеты существуют, и их право на жизнь сейчас закреплено законодательно. Но это не значит, что правила игры резко изменились и вы не сможете вернуть деньги за любой билет вне зависимости от обстоятельств. Во-первых, это касается не всех тарифов, а только специальных, «невозвратных». По ним действительно, если по каким-то причинам вы решите вернуть билет на самолет, его стоимость возвращена не будет. Если, как вы пишете, билет был «дешевым», возможно, он был куплен по такому тарифу. Но все зависит от ситуации.
Во-вторых, из этого правила есть ряд исключений. Стоимость билета в любом случае будет возвращена пассажиру в ситуациях, когда он вынужден отказаться от перелета, например, в связи с внезапной болезнью его, следующего с ним члена семьи или близкого родственника либо смертью члена семьи. Под членами семьи подразумевают супругов, родителей и детей, в том числе усыновленных, а под близкими родственниками дедушек, бабушек и внуков, братьев и сестер.
При этом пассажир должен уведомить об этом перевозчика до окончания времени регистрации. Если полететь не удалось из-за задержки или отмены отправления, деньги также вернут.
В случае отказа пассажира от перелета стоимость обычного билета ему возвращается, если он уведомил об отказе не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс. Но вернут деньги за исключением суммы фактически понесенных расходов перевозчика, например сборы и тарифы за оформление билета, бронирование места.
Если пассажир нарушил сроки уведомления перевозчика, стоимость билета возвращается с взысканием неустойки в размере 25% от уплаченной провозной платы и суммы фактически понесенных расходов перевозчика. При этом оговаривается, что перевозчик вправе уменьшить размер этой неустойки. И плата совсем не возвращается, если пассажир уведомил перевозчика об отказе от полета после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
- Ст. 107 и 108 Воздушного кодекса РФ
Стоит помнить, что эти нормы касаются российских перевозчиков (поскольку вы спросили про Казань), у иностранных свои правила, но и тут есть шанс договориться.