Полтора месяца назад я заказал комплект мебели для квартиры, в которой сделан ремонт с нуля и из обстановки ничего нет. Внес предоплату 50%. По словам менеджера, доставка организуется из Санкт-Петербурга. В течение двух недель должны были привезти. Но я все еще не получил мебель, говорят, что проблемы у изготовителя — много заказов. А что же мне делать? Деньги-то я отдал, 50% это 35 тыс. руб., сумма немаленькая. Можно ли вернуть деньги? Имеет ли смысл обращаться в суд или это очень затратно?
■ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ДОГОВОРА
В вашем договоре обязательно должен быть указан срок выполнения заказа. Если исполнитель не укладывается в этот срок, то все зависит от того, какой именно контракт был заключен.
Если заключен договор купли-продажи и срок оговорен четко, то по окончании этого срока действительно капает неустойка — 0,5% за каждый день просрочки от суммы, внесенной в качестве предварительной оплаты (0,5% с 35 тыс. руб. — это 175 руб. в день). § Ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Если контракт обозначен как договор изготовления мебели (именно изготовления, а не продажи по образцу или каталогу), то неустойка будет рассчитываться исходя из ставки 3% за каждый день просрочки и уже не от внесенной предварительной оплаты, а от общей цены договора (если мебель стоит 70 тыс. руб., то 3% — это 2 тыс. 100 руб. вдень). При этом сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену договора.
- Ст. 28, 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Передайте исполнителям письменную претензию в двух экземплярах, один из которых заберите себе с отметкой о принятии. Если вы отправите претензию заказным письмо с уведомлением, то заберите уведомление о получении вашего письма. Оно и будет служить доказательством. Плюс при отправлении ценного или заказного письма выдается квитанция. В ней стоит идентификационный номер вашего отправления. Советую вам воспользоваться сайтом почты России www.pochta.ru С его помощью можно отследить срок доставки заказного письма адресату по номеру, указанному в вашей квитанции. Суд может принять информацию этого сайта в качестве доказательства даты вручения.
Дальше исходите из того, с какой готовностью они кинутся организовывать доставку. Будут тянуть время — смело обращайтесь в суд. Если вы хотите вернуть деньги (не согласны на продление срока), то отсчитывайте 10 дней с момента подачи такового заявления, и если требования не удовлетворены, то подайте новую претензию (или обратитесь в суд) и помимо возврата предоплаты и выплаты неустойки за невыполнение сроков по договору требуйте еще и неустойку за просрочку выполнения ваших требований, которая опять же зависит от вида сделки:
- если купля-продажа — 1 % за каждый день просрочки выполнения требования от общей цены товара;
- Ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»
- если договор изготовления — 3% от цены договора за каждый день просрочки. В этом случае в законе также прописано ограничение общей суммы неустойки — сумма неустойки не может превышать цену договора.
- Ст. 31,28 Закона РФ «О защите прав потребителей»
ПРИДЕТСЯ ЛИ ТРАТИТЬСЯ НА СУД?
Потребители освобождаются от уплаты пошлины при подаче иска в суд. Но не от уплаты судебных расходов полностью.
Например, юридические услуги вы предварительно оплачиваете сами, если они нужны. Проигравший оплачивает судебные расходы другой стороны.
В случае если суд встанет на сторону фирмы, вам придется оплатить ее судебные издержки. А если выиграете вы, продавцам придется раскошелиться. § Cт. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ
Также в суде можно потребовать компенсации морального вреда. Плюс если вы выиграете, то 50% штрафа от присужденной вам суммы за то, что ваши требования не выполнили добровольно, также уйдут в ваш карман.
ВАЖНО!
Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).