Подскажите, что можно потребовать при задержке рейса? Слышал, что сейчас Россия присоединилась к какой-то конвенции и теперь можно получить просто баснословную компенсацию. Правда ли это? Не отменяет ли это старых правил, по которым при задержке должны кормить, поить, размещать в гостинице?
Действительно, 21 августа 2017 года Россия присоединилась к Монреальской конвенции. Документ, в частности, меняет принцип расчета компенсации за порчу или утерю багажа, задержку рейса или смерть пассажира. Но касается это только международных рейсов (в том числе чартерных). Расчет происходит исходя из условного понятия — «специальные права заимствования» (СПЗ — SDR). Этот показатель уточняется ежедневно на основе нескольких мировых валют (японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Сейчас этот курс составляет около 80 руб.
По Монреальской конвенции в случае потери, повреждения и опоздания багажа полагается компенсация до 1131 SDR, то есть более 90 тыс.руб.
Но не спешите радоваться. Естественно, никакая авиакомпания не будет добровольно выплачивать всем пассажирам компенсации. На деньги может рассчитывать лишь тот, кто самостоятельно обратится в компанию со всеми подтверждающими документами, напишет заявление. Велика вероятность, что придется добиваться компенсации и через суд. По Монреальской конвенции пассажир может выбрать место предъявления иска к перевозчику: по месту регистрации авиакомпании или по месту своего жительства. И в любом случае нужно понимать, что успешного исхода ничто не гарантирует.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Что касается внутренних рейсов и в целом тех норм, которые предусмотрены нашими законами, то здесь правила игры давно не менялись. Вне зависимости от других видов компенсаций и обстоятельств задержки авиакомпания должна бесплатно организовать:
- комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком до 7 лет;
- хранение багажа;
- два звонка или два сообщения по электронной почте, если рейс задержали более чем на два часа;
- прохладительные напитки, если рейс задержали более чем на два часа;
- горячее питание, если рейс задержали более чем на четыре часа (при этом днем кормить горячим должны каждые шесть часов, а ночью — каждые восемь);
- размещение в гостинице при ожидании вылета более шести часов ночью и более восьми часов днем и доставку до нее и обратно транспортом.
При задержке полета эти услуги должны предоставляться пассажирам любыми авиакомпаниями, совершающими как чартерные, так и регулярные рейсы на территории РФ, а также на международных авиаперевозках, осуществляемых российскими авиакомпаниями.
За просрочку доставки в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф 25 руб. за час просрочки (для международных перелетов эта сумма может быть и больше, но мы опираемся на российское законодательство). Учтите, что возможность получить компенсацию действует, лишь когда задержка рейса возникла по вине самой авиакомпании. Плохая погода, не позволяющая сделать ваш перелет безопасным, не будет причиной для требования компенсации.