Подскажите, должен ли покупатель платить за разбитую в магазине бутылку, которая случайно упала?
- Безусловно, такие случаи не редкость. Но далеко не всегда покупатель виноват и должен компенсировать ущерб. Ваша вина в случившемся будет безусловной, если к порче привело ваше поведение в торговом зале (например, вы бегали там или были пьяны), а также если вы сделали это умышленно (например, схватили бутылку и демонстративно со всего размаха бросили ее об пол). Администрация должна составить акт о порче товара. Если все совсем плохо, например вы разбили целый стеллаж, то представители магазина вызывают полицию, она составляет протокол и передает дело в суд.
Магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны — добиться своего через суд. Если товар был поврежден случайно, например из-за того, что он неудобно расположен, вы ничего платить не обязаны. В законе написано четко: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».
- Ст. 1064 Гражданского кодекса РФ Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. Это риск магазина.
- Ст. 211 Гражданского кодекса РФ В этом случае до оплаты товара в кассе его собственником является магазин.
Зачастую товар бьется из-за того, что человек с тележкой еле протискивается между узкими стеллажами. Т.е. если вы физически не могли пройти, не задев товар, — это опять же вина магазина. Расстояние между стеллажами не должно быть меньше 1,4 м. И чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками: 1,4м- при торговой площади до 100 м2,1,6м- при торговой площади свыше 100 м2 до 150 м2, 2 м — при торговой площади свыше 150 м2до 400 м2, 2,5 м — при торговой площади свыше 400 м2.
- ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»; п. 1.111 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»
Если эта норма нарушена, смело апеллируйте к ней и грозите жалобой в Государственный пожарный надзор и в Роспотребнадзор. Заручитесь поддержкой свидетелей (в том числе друзей или родственников, если они видели, что произошло). Не стесняйтесь предлагать разрешить этот спор в суде.